Статья продается только в составе журнала

     Без даты и подписи, в ярком свете, за толстым стеклом весит в Лувре экспонат под инвентарным номером 779. Каждое утро, кроме вторника, когда музей закрыт, в начале десятого парижане и туристы, любители искусства и любознательные посетители наводняют зал. Их приглушенные голоса сливаются в непрерывный гул, подобный жужжанию пчелиного роя, кто-то вытягивает шею, чтобы лучше увидеть, другие поднимают вверх руки с мобильными телефонами. Большинство этих людей наклоняются вперед и смотрят с восторженным удивлением на лицах: они изучают одно из самых знаменитых творений человечества — «Мону Лизу» Леонардо да Винчи.
     Созданная еще в начале XVI в., «Мона Лиза» (она же «Джоконда») обладает таинственной, неземной красотой, какой не было на портретах, существовавших ранее. Леонардо, мечтавший творить чудеса, для создания этой картины разработал новую художественную технику, которую назвал сфумато (в буквальном переводе с итальянского — «исчезающий, как дым»). В течение нескольких лет он рисовал тончайшими (некоторые не толще эритроцита) слоями прозрачной глазури, по-видимому, используя чувствительные кончики пальцев. Постепенно наложив около 30 слоев один на другой, Леонардо тонко смягчил линии и цветовые переходы так, что кажется, будто все покрыто дымчатой вуалью.
     Очевидно, что Мона Лиза — творение изобретательного гения, шедевр, стоящий в одном ряду с музыкой Моцарта, ювелирными украшениями Фаберже, танцами Марты Грэм и другим, что причисляется к классическому искусству. Но эти прославленные работы — всего лишь величайшие проявления свойства, которое давно считается частью нашей человеческой сущности: способности создавать что-то новое и нужное, умения постоянно совершенствовать конструкции и технологии, начиная от недавно созданных японских машин без выхлопных газов и заканчивая стоящими на стартовых площадках NASA космическими кораблями с солнечными батареями. Археолог Кристофер Хеншилвуд (Christopher Henshilwood) из Университета Витватерсранда в Йоханнесбурге говорит, что современные люди — изобретатели: «Мы постоянно экспериментируем и совершенствуем технологии».