Статья продается только в составе журнала

Вряд ли кому-то понравится находиться в неведении относительно происходящего вокруг, особенно в момент опасности. Однако когда на Землю спускается ночь, ученые и составители прогнозов погоды теряют возможность вести спутниковую фотосъемку в видимом световом диапазоне, т. е. получать важную информацию, позволяющую обнаруживать свирепые ураганы, клубы дыма от лесных пожаров, огромные айсберги, представляющие угрозу для кораблей, и многое другое. Разработанный недавно детектор под названием Day Night Band (DNB) позволяет решить эту проблему. Он представляет собой часть сканирующего радиометра Visible Infrared Imaging Radiometer Suite (VIIRS), работающего в ультрафиолетовом, инфракрасном и видимом диапазонах, который установлен на борту американского метеорологического спутника Suomi NPP. Датчик обладает столь высокой чувствительностью, что способен измерить свечение отдельного уличного фонаря, палубных огней судна, затерявшегося на просторах Атлантического океана, или пламени газового факела в бескрайних прериях, где находятся нефтяные месторождения Северной Дакоты. Даже в безлунную ночь этот детектор может разглядеть облака и заснеженные поля в тусклом ночном свечении атмосферы. Исследователи, работающие с ним в течение последних трех лет, стали свидетелями невероятных природных явлений на Земле. Так, они зафиксировали гигантские, поднимающиеся высоко в атмосферу волны энергии, порождаемые сильными грозами. Теперь метеорологические службы могут заранее предупреждать жителей Земли о пути следования ураганов, а пожарные — отслеживать распространение шлейфа удушливого дыма. Датчик помогает направлять корабли в обход дрейфующих айсбергов. DNB очень полезен сам по себе, но он также может служить ценным дополнением к детекторам инфракрасного излучения, плохо различающим низкие облака и снежный покров, которые в ночное время теряются на фоне ландшафта. Более того, ведутся работы по использованию уже имеющегося программного обеспечения для обработки данных, поступающих с DNB. Это позволит точно знать долю лунного света в суммарной освещенности в данный момент времени, а значит — оценить отражательную способность облаков и тем самым узнать, сколько влаги в них содержится. Используя эту информацию, синоптики могут предсказать, как повлияют облака на температуру поверхности Земли в ночное время, а пилоты — избегать попадания в метеоусловия, при которых происходит обледенение самолета. Эти сведения позволяют также давать более точные прогнозы погоды для расположенных в высоких широтах населенных пунктов, где зимой ночь длится несколько месяцев и нет возможности узнавать о переменах погоды.

Подробнее читайте на страницах журнала "В мире науки" №7_2015