Статья продается только в составе журнала

Томас Абдалла (Thomas Abdallah) видел много воды за 26 лет работы в нью-йоркском метро. В декабре 1992 г. большой снежный шторм привел к отключению энергии в метро и спасательные команды эвакуировали пассажиров из затопленных тоннелей. В августе 2007 г., когда выпало около 12 см осадков и метеорологи назвали это экстремальным климатическим событием, вся система снова была обесточена. то же самое произошло во время урагана ≪Айрин≫ в августе 2011 г. Затем был ураган ≪Сэнди≫. В октябре 2012 г., когда штормовой прилив от урагана ≪Сэнди≫ начал подтапливать центр Манхэттена, десятки работников нью-йоркского метрополитена строили баррикады из фанерных листов и мешков с песком у входов в метро. Но прибывающая вода сметала все заграждения, заливая лестничные пролеты до тех пор, пока станции не наполнились по грудь человека, затопив впоследствии семь длинных тоннелей, проходящих под реками между жилыми районами. Огромные насосы, находящиеся более чем в 300 искусственных кавернах ниже уровня городской подземки, способные откачать 18 млн галлонов воды в сутки, не могли справиться с затоплением. После наводнения Абдалла, главный специалист по охране окружающей среды метрополитена, со своими коллегами оценил размер ущерба. Соленая вода подвергла коррозии электрическое оборудование по всей системе подземки. Большая часть нуждалась в замене. Джо Лота (Joe Lhota), тогдашний глава Нью-Йоркского транспортного управления (а ныне кандидат в мэры города), засвидетельствовал перед Конгрессом, что полное восстановление системы будет стоить $5 млрд. И это всего лишь вернет метрополитен к тому состоянию, в котором он был до урагана ≪Сэнди≫. Этих денег не хватит на улучшение защиты от следующего урагана или подъема уровня моря. Существующее положение дел становится все более затратным в отношении денег и угрожает жизни людей. Эксперты прогнозируют, что разрушительные ураганы станут более суровыми и более частыми. По последним оценкам, если не будут сделаны изменения в инфраструктуре, к концу века раз в каждые два года в Нью-Йорке вероятны разрушительные наводнения. С каждым десятилетием ≪среднее≫ наводнение будет становиться все сильнее и сильнее. Миллиарды долларов на ремонт станут обычным делом. Нью-Йорк — не единственный город, который столкнется с наводнениями в будущем. Восточное побережье США — один из самых богатых и густонаселенных регионов мира — это горячая точка, в которой ожидается подъем уровня моря. Тающие арктические льды вызывают постепенный рост уровня океана и его наступление на побережье. В то же время суша оседает. В 2012 г. Осбери Сэлленджер (Asbury Sallenger) из Американской геологической службы написал в отчете, что в течение предыдущих 60 лет уровень моря от п-ова Кейп-Код (близ Бостона) до мыса Хаттерас (в Северной Каролине) рос в три-четыре раза быстрее, чем в среднем по миру. Используя эти данные, Сэлленджер подтвердил модели своих коллег, согласно которым к 2100 г. в Среднеатлантическом регионе рост уровня воды будет на 12– 25 см больше ожидаемого глобального роста, который сам по себе составит по меньшей мере несколько десятков сантиметров. Ущерб от урагана ≪Сэнди≫ привлек внимание ученых, политиков и общественности к проблеме беззащитности прибрежных областей перед натиском шторма и подъемом уровня океана. Эксперты ведут дискуссии о том, какие действия могут лучше всего защитить Восточное побережье США, особенно если там будет жить еще на несколько миллионов человек больше. Превращение всей береговой линии в крепость —непозволительно дорогой вариант, который к тому же станет неверным решением для многих песчаных прибрежных зон. Однако альтернативный проект —перемещение жителей подальше от линии воды —вызовет социальную и политическую напряженность. Эта дилемма стояла перед Нью-Йорком, где ученые и инженеры старались представить меры по защите мэру города Майклу Блумбергу к концу мая. Ожидалось, что они дадут рекомендации по способам борьбы с наводнением, однако было не ясно, захотят ли они выбрать единственный надежный метод защиты от трехметровой волны, как при урагане ≪Сэнди≫, —строительство массивных защитных перемычек, стоимость которых составит от $10 до $20 млрд. Непонятно было также, порекомендуют ли они свернуть федеральные субсидии на страхование от наводнений и эвакуацию жителей из низин, даже при том что эти шаги представляют собой оптимальное долгосрочное решение при повышении уровня Мирового океана, прогнозируемом климатической наукой. Еще более решительный выбор необходимо сделать для длинных отрезков береговой линии в штатах Нью Джерси, Мэриленде, Виргинии, Северной и Южной Каролине, Джорджии и Флориде. Необходимо построить стену высотой 5 м вдоль каждого дюйма Восточного побережья, чтобы справиться со штормовой волной. Даже если деньги на такие работы были бы найдены, миллионы людей, живущих в прибрежной полосе, никогда не согласятся на это, поскольку стена закроет им вид на океан и доступ к воде. Единственный политически возможный вариант — постоянно насыпать песок вдоль побережья, несмотря на то что более высокий уровень воды будет смывать его: сизифов труд, всего лишь откладывающий неизбежное отступление с береговой линии. Из интервью с десятками экспертов ясно, что для реализации крайних мер, необходимых для укрепления Восточного побережья, потребуются десятилетия, сотни миллиардов долларов, нарушение привычного образа жизни многих людей. Однако это необходимое зло.

Подробнее читайте на страницах журнала "В мире науки" №5_2014