Статья продается только в составе журнала

         За квантовым горизонтом

     В конце XIX в. неизвестный художник изобразил путешественника, который достиг горизонта, где небо встречается с землей. Стоя на коленях на фоне стилизованного земного пейзажа, головой он пробивает небесную твердь, чтобы лицезреть неизведанное. Изображение, известное как «Гравюра Фламмариона», иллюстрирует поиски человеком знания.
             Две возможные интерпретации этой визуальной метафоры соответствуют двум диаметрально различным концепциям знания. 
       На гравюре изображен либо воображаемый барьер, который в действительности наука всегда в состоянии преодолеть, либо барьер настоящий, который мы можем перейти лишь в воображении. При последнем прочтении художник как бы говорит нам, что мы пленники, заключенные внутри конечного купола известных объектов и событий. Возможно, мы сумеем понять мир непосредственных впечатлений, но бесконечность снаружи для нас непостижима и не поддается объяснению. Действительно ли наука постоянно выходит за пределы известного и открывает новые горизонты, или она показывает нам, что из нашей тюрьмы выхода нет, преподавая нам урок ограниченного знания и неограниченного смирения?
             Квантовую теорию часто приводят в качестве неопровержимого аргумента в пользу последнего.
          На заре становления квантовой механики у теоретиков родилась традиция с серьезным видом сознательно учить студентов иррациональному взгляду на мир: «Если вы думаете, что понимаете квантовую теорию, то вы ее не понимаете», «Вы не должны задавать этот вопрос», «Эта теория непостижима, как и сам мир», «Все это происходит без причины и не имеет объяснения»… Так обычно писалось в учебниках и статьях для научно-популярных изданий.